домашняя мебель    офисная мебель    металлические украшения    стили интерьера    камины и печи
 плетеная мебель  стеклянные предметы   фонари и светильники  флюгеры и навершия  садово-парковая мебель

 Как правильно выбрать мебель?

 - диваны

 - кровати

 - матрацы

 - кухни и столовые

 - шкафы

 - раковины

 - сейфы




Читайте также: Великие мастера мебели | Джозеф Альберс | Андре Шарль Буль | Роберт Вентури | Йозеф Данхаузер | Жакоб | Марсель Брейер | Людвиг Мис Ван Дер Роэ | Эмиль Нольде (Ханcен) | Шарль Персье | Родченко Александр | Михаэль Тонет | Томас Чиппендейл | Эмиль Галле |

Генрих Гамбс

Генрих Гамбс (1765-1831), мастер мебели, законодатель мебельной моды при российском императорском дворе.

Приехав в Россию с Д. Рентгеном, по-видимому, в 1790 году Генрих Гамбс, один из самых талантливых учеников знаменитого немецкого маэстро, довольно быстро завоевал рынок и долгие годы диктовал вкусы в мебельном деле северной столицы. К середине XIX века понятие «гамбсова мебель» не только обозначает конкретные изделия, выполненные фирмой, но воспринималось как синоним добротности и хорошего вкуса в мебели. Можно с уверенностью предположить, что имя мастера Гамбса, уроженца Баден-Дурлаха не стало бы так популярно на родине, как это состоялось в Санкт-Петербурге. Благодаря удачному стечению обстоятельств одаренность и творческий потенциал Генриха Гамбса полностью реализовались в русской столице, открывшей мастеру огромные возможности созидательской деятельности.

Появление Гамбса в России было обусловлено сказочным успехом его учителя при русском дворе, а также грандиозным строительством, развернувшимся в столице и окрестностях. Масштабы строительной политики русской императрицы удивляли Европу и сулили приезжим мастерам интересные и значительные заказы. Однако надежды Гамбса на большие императорские заказы оправдались не сразу. Из челобитной мастера на имя Екатерины II от 20 июля 1795 года известно, что в 1790-х годах он работает исключительно для двора Павла Петровича и Марии Федоровны, а также для великой княгини Елизаветы Алексеевны, урожденной баденской принцессы, которая,покровительствуя своему соотечественнику, на долгие годы остается его заказчицей. Весной 1795 года на паях с австрийским купцом И. Оттом Гамбс открывает у Калинкина моста мебельную мастерскую, а через некоторое время - собственный магазин на Невском проспекте, напротив Казанского собора.

Получив российское гражданство в 1807, а титул Придворного механика в 1810, Генрих Гамбс становится одной из самых видных фирм мебельного производства Петербурга и начинает получать значительные заказы двора и столичной знати.

Архивы сохранили материалы, по которым можно восстановить заказчиков и характер продукции с самых ранних лет существования мастерской, а музейные собрания нашего городе дают возможность познакомиться с произведениями этой известной фирмы на всех этапах ее деятельности. Более 130 предметов, сохранившихся до наших дней, поставил Генрих Гамбс в начале XIX столетия в Императорский Эрмитаж. По заказам двора он изготавливал мебель для подарков лицам царской фамилии и иностранным родственникам; приданое для сестер Александра I и великих князей Николая и Михаила. Уже с первых лет нового столетия Гамбс меблирует помещения императорских дворцов и резиденций, сотрудничая в этой работе с ведущими столичными архитекторами, оформлявшими интерьеры. Так, в начале XIX века по эскизам А. Воронихина Гамбс поставляет мебель в Павловский дворец, и результатом этого творческого союза становится целый ряд разнообразных по назначению и выразительных по решению предметов, и ныне украшающих Павловский дворец.

Период экономического упадка, связанный с войной против Наполеона и походами русской армии, сменился активизацией столичной жизни, в прямой зависимости от которой находилась деятельность придворного механика, приобретшая после 1815 года качественно новый масштаб. Годы активной творческой жизни Генриха Гамбса совпали с эпохой становления ампира в русском искусстве, в соответствии с которым формируется новый облик северной столицы и меняется отделка интерьеров императорских дворцов. Основным исполнителем придворных заказов в это время выступает фирма Гамбса. Так, в 1816 году Гамбс поставляет мебель для Зимнего и Большого дворца в Царском Селе; год спустя создает великолепную мебель для комнат Александры Федоровны в Аничковом дворце; в этом же году «Гамбсом сделаны вновь и исправлены многие предметы обстановки, что засвидетельствовано г. архитектором Русской» в Петергофе и т. д. Большие заказы для загородных резиденций Гамбс выполняет и в последующие годы. В 1822 году, к примеру, за мебель для петергофского дворца мастер получил более чем 9000 рублей серебром -сумму весьма значительную, если вспомнить, что камер-паж великой княгини Александры Федоровны во время пребывания в Москве получал на день один рубль серебром и на эти деньги мог позволить и посещение театра.

На первом этапе деятельности Гамбса в Петербурге (не следует, правда, забывать, что ему нет и 30 лет) еще нельзя говорить о его творческой самостоятельности: в эти годы мастер повторяет, варьирует, главным образом упрощая, типы мебели Д. Рентгена, по-прежнему считавшейся вершиной мебельного искусства. Не случайно для демонстрации своего мастерства и возможностей Гамбс задумывает и создает большое нарядное бюро, откровенно ориентируясь на знаменитое «бюро с Аполлоном» Рентгена, привезенное для Екатерины Второй. С 1795 по 1815 год Гамбс работает над своим программным произведением. Созданный предмет, отличавшийся великолепной «архитектурой», красотой древесины и бронзового декора, качеством исполнения и обилием хитроумных механизмов, действительно убедительно свидетельствовал о том, что ученик овладел мастерством своего знаменитого учителя.

К творчеству и стилистике Д. Рентгена Гамбс будет обращаться еще не раз, однако благодаря сотрудничеству с русскими архитекторами и под влиянием меняющихся вкусов петербургских заказчиков с годами он будет все свободнее обращаться с наследием и уже в первые десятилетия XIX века станет ярким представителем русского, петербургского мебельного искусства. Оттолкнувшись от опыта Рентгена, внимательно следя за развитием французской мебели, всегда привлекавшей русский двор, Гамбс создал произведения, в которых в органичное целое сплавились европейские традиции и русские особенности. Последние проявлялись и в стремлении к большей монументальности, и в повышенной декоративности, достигаемой включением в художественный строй мебели разнообразных материалов: вышивок, цветного стекла, живописи и т. д. Эти мате- риалы придавали почти каждому изделию индивидуальные и запоминающиеся черты. Именно в мастерской Гамбса появляются те удивительные предметы из красного дерева с латунью, составляющие особенность столичной мебели начала XIX века и вошедшие в историю мирового искусства как мебель в стиле «русский жакоб». На многих из этих предметов появляются характерные пояски с латунными звездами, ромбами, кругами на черном фоне, изобретенные мастером и являющиеся сегодня своеобразной визитной карточкой «раннего» Гамбса.

Новый период расцвета деятельности фирмы относится к эпохе правления Николая I (1825-1855). В это время (1828) совладельцами мастерской Г. Гамбса выступают его сыновья Петр (1802-1871), а в 1830 году Эрнест (1805-1849). После смерти отца (1831, во время эпидемии холеры) руководство фирмой полностью переходит в руки братьев Гамбс, и она получает новое название «Ebeniste-Mecanicien de la Cour Gambs a St.Petersburg». В 1830-е годы фирма превращается в огромное предприятие, о чем убедительно свидетельствует тот факт, что за участие в возобновлении убранства Зимнего дворца после пожара 1837 года 130 сотрудников фирмы были отмечены памятными медалями. Ведущее положение братья Гамбс сохраняют до середины XIX века. Многочисленные изделия, созданные более чем за полувековую историю существования фирмы, ярко отражают картину изменения стиля в русском прикладном искусстве вплоть до 1860-х годов.

По мотивам журнала «Частная архитектура». Благодарим за информацию www.mebelpost.ru

Читайте также: Великие мастера мебели | Джозеф Альберс | Андре Шарль Буль | Роберт Вентури | Йозеф Данхаузер | Жакоб | Марсель Брейер | Людвиг Мис Ван Дер Роэ | Эмиль Нольде (Ханcен) | Шарль Персье | Родченко Александр | Михаэль Тонет | Томас Чиппендейл | Эмиль Галле |

 мебельные мастера  полезные советы  карта сайта  своими руками  предметы быта  изобретения  домашняя электрика  контакты

Rambler's Top100